fc-sibir.ru
Карта сайта    Обратная связь
ФК Сибирь
ФК Сибирь
ФК Сибирь
Новости   25 ноября 2009
ФК Сибирь

Виталий Варивончик: "Жду рождения футболиста"

Выход «Сибири» под руководством Игоря Криушенко в российскую премьер-лигу стал одной из наиболее обсуждаемых новостей на белорусских просторах. Успех экс-наставника БАТЭ и минского «Динамо» не остался незамеченными на страницах «СП», своей радостью уже поделились Дмитрий Молош и Геннадий Близнюк. Мы не могли оставить без внимания и тренера по вратарям новосибирской команды, еще одного нашего соотечественника Виталия Варивончика. Несмотря на бытовые проблемы, накопившиеся за время отсутствия дома, отец семейства сумел-таки выкроить время для беседы. Для удобства передвижения обеих сторон встреча состоялась в кафе «Старый город», словно напомнание о первых шагах в профессиональном футболе.
«РЕАЛ» В СТАРЫХ ДОРОГАХ

— Раз произошло такое совпадение, вспомните о клубе из Старых Дорог. — Со «Строителем» связаны мои армейские годы. У многих ребят из команды была схожая ситуация. Александр Жуковец пригласил — я согласился. Фактически появление в Старых Дорогах стало переходом из юношеского футбола во взрослый. Это был первый чемпионат суверенной Беларуси. Мы, 18-летние парни, играли с мужиками, параллельно отдавая долг Родине. За два года службы в химических войсках спортивной роты в казарме провел около четырех месяцев. Были и ночные эстафеты «молодых», проводы зимы, встреча весны, рутинная работа, которая состояла из разгрузки угля, уборки территории… После присяги нас зачастую забирали в расположение команды, а когда «Строитель» уступал сопернику, мы возвращались в часть. Всего хватало, но это время не было загублено. Хотя кому-то повезло в меньшей степени: отслужили полных два года, после чего возвращались в спорт и начинали фактически с чистого листа. Мне же зачастую удавалось непрерывно тренироваться. Поэтому, считаю, в «Строителе» провел неплохой сезон, а затем последовало предложение от витебского КИМа. — Поклонники белорусского футбола со стажем прекрасно помнят вызвавшую широкий резонанс фразу, что в Старые Дороги приедет мадридский «Реал»… — По поводу испанского клуба высказывания возникли не на пустом месте. Ведь планировалось за счет победы в Кубке Беларуси либо успеха в чемпионате выйти на евроарену. А команда у нас по составу подобралась хорошая. Было время, что даже по прошествии пяти туров занимали место в пределах призовой тройки.

«МНОГОСЕРИЙНЫЙ» ВИТЕБСК

— С витебским КИМом у вас были и первые медали чемпионата. — Уже в 20 лет Трубицын доверил место в основном составе. Наверное, поверил в меня. Команда была сильная и по уровню на порядок выше предыдущей. Мы сумели выиграть серебрянные и бронзовые медали. — Еще на тот момент у вас была самая «сухая» непрерывная серия из 633 минут… — Свои мячи «тянул». Благодаря опытным защитникам получалось долгое время сохранять ворота в неприкосновенности. Кажется, что тогда было легче отстоять «на ноль», нежели в последние годы моей карьеры. — Можно утверждать, что лучшие годы прошли в Витебске? — Скорее, это путь становления меня как игрока. Потом — возвращение, окончание футбольной карьеры. До сих пор остались теплые воспоминания о городе, о главном тренере. Со многими ребятами и сейчас поддерживаю отношения. А вот лучшие годы прошли в минском «Динамо». — Возвращение в город «Славянского базара» произошло в 34 года. Несмотря на возраст, вы сумели превзойти свою прежнюю «сухую» серию. В чем секрет вратарского долголетия? — Опыт и везение являются главными составляющими успеха. Многое зависит от настроя самих футболистов. Зачастую мы не забивали, но и не пропускали. Знаете, выходя на поле, никогда не задумывался о статистике. Удалось не пропустить — хорошо. Ждешь следующего матча. Хотя всегда приятно, когда твою работу замечают, быть впереди остальных голкиперов по количеству «сухих» матчей. Похожие чувства испытал уже на тренерском поприще. Ведь мой подопечный больше других отыграл «на ноль». — Что вы подразумеваете, говоря о везении? — Без него в спорте, равно как и в жизни, никуда. Вспоминаю эпизод динамовской карьеры: играли чемпионский матч против витебского «Локомотива». Погода ужасная, ливень, соперник наносит удар из-за пределов штрафной, я абсолютно не вижу мяча, а он попадает мне в ногу.

БЕЛОРУССКИЕ РЕАЛИИ

— Могли представить, что «Гомель» вылетит из высшей лиги? — Никогда не подумал бы. Относительно недавно команда была чемпионом, клуб с традициями, с хорошим стадионом, в городе ведется популяризация футбола, а тут такая неожиданность. — Да и не чужой для вас «Витебск» также был на грани пропасти… — Часто общался с Александром Хацкевичем и немного знал ситуацию изнутри. Мэр города, который поддерживал витебский футбол, ушел в отставку. Тогда-то я и понял, что ничего хорошего команду не ждет. Поставь ты хоть Хиддинка во главе коллектива, а без квалифицированных футболистов и должного финансирования достичь высоких задач весьма проблематично. Когда опускаешься на дно турнирной таблицы, сложно оттуда выбраться. Но честь и хвала ребятам, которые сумели остаться в высшей лиге. — Чего не скажешь о руководстве клуба, которое по-прежнему не может рассчитаться по долгам с прежним тренерским штабом? — Насколько мне известно, ряд футболистов также пытаются вернуть свои деньги через суд. И если это не единичный случай, значит, в «Витебске» действительно что-то не в порядке. Рано или поздно клубу придется рассчитаться. Ведь иначе нельзя будет регистрировать новых игроков. Но, надеюсь, до таких мер не дойдет и люди до конца останутся верны своему слову. — Как вы относитесь к сокращению высшей лиги до 12 участников? — В принципе, идея неплохая. Хотя, думаю, многие футболисты против таких мер, так как конкуренция за место в составе возрастает. Следовательно, сложнее нормально трудоустроиться. Что получится с нововведениями на самом деле, сейчас тяжело сказать. Например, я выступал в Финляндии, так там играли в три круга. Если страна не может себе позволить содержать 18 команд, так почему бы не использовать такую систему? — Только когда не думаешь о том, что на 15-тысячном стадионе будет играть представитель первой лиги… — И сборная туда приезжала, и народ неплохо заполнял трибуны. Но что поделать, если «Гомель» оказался не в состоянии остаться в высшей лиге. Пусть в следующем сезоне вновь возвращается. А болельщик, увидев желание футболистов и хорошую игру, обязательно придет на стадион поддержать свою любимую команду. — Федерация футбола ищет пути, дабы повысить уровень отечественного чемпионата. Но неужели необходимы такие кардинальные меры? — Уже лет семь мы думаем, как выйти на новый уровень. Но тяжело в одночасье добиться прогресса. Нужно приглашать хороших футболистов, чтобы молодежь на них равнялась. А для этого необходимы деньги. У БАТЭ структура уже налажена, дай Бог в скором будущем к этому придет минское «Динамо». Кто еще? Лично я пока не вижу. Изменения к лучшему наблюдаются в «Днепре». Последние годы Валерий Стрельцов из молодого пополнения делает команду. — Стрельцов одной ногой в минском «Динамо». Глядишь, без идейного вдохновителя могилевская дружина может повторить путь «Гомеля»? — Никто от этого не застрахован. Хотя, считаю, он окончательно не оставит родную команду. Можно и советом помочь.

ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

— Вы принимали участие еще в первом чемпионате Беларуси. Насколько изменились игра наших команд и само понимание футбола? — Футбол стал быстрее, больше болельщиков на трибунах. В 90-е годы на матчи с участием «Динамо» приходило порядка полутора тысячи зрителей. И только на еврокубках наблюдался настоящий аншлаг. К тому же, по сравнению с тем, сколько получают сейчас, раньше мы зарабатывали копейки. Без всяких сомнений, футбол движется вперед. Вопрос в другом: насколько мы отстаем в этом развитии даже от ближайших соседей. — Есть ли у нас своя школа вратарей? — Это громко сказано. Наши ребята выступают в России, за ними пристально наблюдают селекционеры, но не более того. Сейчас многое меняется, появилась своя специфика упражнений. Поэтому в будущем хорошие вратари обязательно появятся. — Не планируете присмотреть для «Сибири» перспективного молодого голкипера в Беларуси? — Скажите кого, и мы рассмотрим кандидатуру. (Смеется.) Если бы подходящий парень нашелся, то он уже попал бы на заметку. Возможно, я ошибаюсь. Посмотрим, межсезонье впереди.

ПЕСНЬ И БЫЛЬ

— Вы говорили о самом памятном периоде карьеры: почему динамовский? — Как и большинство белоруских мальчишек, с детства мечтал надеть бело-голубую форму. Достиг желаемого, начал стабильно выходить в основном составе. Впервые сыграл на международном уровне. Стадионы Стамбула, Рима навсегда останутся в памяти. Раньше ведь только с «Динамо» можно было попасть на евроарену. А команда у нас была действительно хорошая. Достаточно вспомнить Кубок Содружества 1995 года, когда обыграли звездное киевское «Динамо» вместе с Шевченко и Ребровым. — Наверное, памятным получился матч Кубка УЕФА против румынской «Университати»? — Ничего особенного. Дважды сыграли по нулям, а в серии пенальти нам улыбнулась удача, и мы прошли дальше. Один удар удалось парировать, а второй приняла на себя штанга. Волна эмоций, ни с чем не сравнимая радость, незабываемые минуты. — Почему не удалось проявить себя на уровне национальной сборной? — Сам виноват. Мне предоставили шанс, но я им не сумел воспользоваться. Никого не виню и период в сборной вспоминаю с огромным удовольствием. Там играют сильнейшие, видимо, тогда было не мое время. И матч в Польше, и пропущенные три мяча… После той встречи к моей кандидатуре больше не возвращались. — Говорили, будто по состоянию здоровья вы не могли играть при искусственном освещении… — Эти слухи устал уже развеивать. Когда занимался в ДЮСШ, были незначительные проблемы со зрением. Со временем все пришло в норму, что и подтверждали ежегодные медосмотры, которые в новой команде проходил по 2-3 раза. Не волнуйтесь, со здоровьем у меня все в порядке. (Улыбается и трижды стучит по столу.)

ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ПЛЕЧО

— Суеверия? — Никак не могу от них избавиться. — Особенно когда на автомобиле с тремя шестерками в номере спустя несколько дней после его покупки попали в аварию… — После этого стараюсь вообще избегать шестерок. Только в номере телефона одна имеется. Как и многие спортсмены, я суеверен. Когда такое происходит, начинаешь выстраивать логическую цепочку, накручивая дальнейший сюжет. Даже жене пришлось переубеждать меня. Понял, что нужно отказываться от этих предрассудков и верить только в хорошее. — От мистического к приятному: родиться 9 марта совсем неплохо? Сумели-таки «переждать» Международный женский день? — А как тут выберешь? Я доволен — в семье два праздника подряд. Хотя уже забыл, когда последний раз отмечал День рождения дома — чаще на сборах. — Кстати, помните, как пропускали от Дмитрия Молоша? Кто мог представить, что спустя столько лет судьба сведет вас в «Сибири», только в роли тренера и игрока? — Фактически это был чемпионский гол БАТЭ. Они уступали у нас в Витебске, а в компенсированное время Диме удалось сравнять счет. Между прочим, Криушенко тогда возглавлял борисовчан. Уже встретившись в Новосибирске, вспоминали тот момент.

НАША «СИБИРЬ»

— А спустя год белорусский дуэт вписал свое имя в историю новосибирского футбола. — Многие не верили, что у «Сибири» может что-то получиться. Мы и сами прекрасно понимали, как будет сложно. Первая российская лига — очень тяжелый чемпионат. В каждом матче соперник настроен биться, да и закулисных игр хватает. Но мы играли честно. Видимо, за это футбольный бог и представил шанс попробовать себя в премьер-лиге. Хотя первоначально задача пробиться в элиту не ставилась. После прошлогоднего 14-го места мало кто надеялся на успех. Поэтому довольны не только болельщики и руководство клуба, но огромное удовлетворение от проделанной работы осталось и у меня. Мы меньше всех пропустили. Но постепенно следует отходить от эйфории и думать о будущем. — Игоря Криушенко узнают на улицах Новосибирска. Не обидно, что на фоне успехов команды работа тренера по вратарям отходит на второй план? — Нет. Игорь Николаевич действительно личность в городе известная. Был период, когда по популярности он обошел даже мэра города. Что касается результатов «Сибири», то в первую очередь здесь заслуга Криушенко. За счет своей харизмы и тренерской жилки он сумел создать положительный микроклимат в колективе, сблизить ребят, объединить их одной целью. — Как-то вы скромно рассуждаете о своей лепте в общий успех. Чепчугов ведь стал самым непробиваемым вратарем чемпионата, к тому же дома пропустил всего два мяча? — В прошлом году парня отдавали в аренду, а уже сейчас он стал основным голкипером команды. Ему просто был необходим толчок в развитии. Я сам недавно закончил игровую карьеру, поэтому все занятия пропускал через себя. Мне повезло с подопечным, правда, характер у него непростой. Приходилось бороться, даже выгонял с тренировок, но все же сумел найти к нему подход. — Ваш подопечный оценил тренерскую заботу? — На банкете по случаю выхода в премьер-лигу пообщались. Поблагодарил меня за доверие и терпение. Знаете, после таких слов прошлые неурядицы забываются, и даже не жаль затраченных нервных клеток. — По-прежнему интересно узнать продолжение истории о щедром подарке от одного из учредителей клуба. — Это самый главный вопрос, который всех интересует. (Улыбается.) Не могу понять, как эта информация стала достоянием общественности. В раздевалке посторонних людей не было, а уже на следующий день у Игоря Криушенко спрашивали об автомобилях. Я же всем отвечаю: пока «БМВ» не вручали, и только когда сяду за руль, можно говорить о подарке.

ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ

— Поведайте историю о том, как решили податься на тренерские хлеба? — Осознанно. Футбольные годы не вечны. А тут Саша Хацкевич пригласил работать в юношескую сборную. Начал набираться опыта в тренерской работе. Многое записывал, даже вел большую тетрадь, в которой отмечал основные моменты. Так поэтапно выработалась своя система тренировок. В скором времени последовало преложение от «Сибири». После встречи с Игорем Криушенко, посоветовавшись с семьей, дал положительный ответ. — О карьере главного тренера не задумываетесь? — Зачем загадывать наперед? Да еще и рано. Хотя в жизни все может быть.

ЖЕНА ДЕКАБРИСТА

— Помимо работы у футболистов есть еще и семья… — Женам спортсменов нужно отдать дань уважения за терпение и ожидание. Не понаслышке знаю, что такое разлука, вижу, как жена тяжело переносит расставание. Мы пытаемся быть рядом, поэтому и наговариваем по телефону баснословные суммы. При возможности пытаюсь на время забирать семью к себе. Перебраться на постоянное место жительства пока нет возможности: дочке только 10 лет, учится в школе, занимается синхронным плаванием. Сейчас будет еще сложнее, так как в декабре ждем рождения будущего футболиста. Пока еще до конца не осознал, но понимаю, что это дополнительная ответственность. К тому же мальчик больше времени должен проводить с отцом. Мужчина ведь должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. — Скоро будет полный комплект? — Начал с дерева. Остальные хлопоты еще впереди.


Андрей ГЛУЗД, "Спортивная панорама" (Минск)