Сибмост - титульный спонсор

Интервью с Константином Кричевским

Генеральный директор футбольного клуба «Сибирь» Константин Кричевский дал большое интервью порталу SibSport.info. 
 
— Расскажите о том, как проходила процедура лицензирования клуба — много нервов было потрачено?
— Много нервов — это не то слово. Процедура лицензирования была сложной, тяжелой, в рамках регламента. Если раньше клубам в каких-то вопросах РФС шел на встречу, то сейчас этого не случилось — пришлось исполнять все выдвинутые условия, чтобы получить лицензию. Первый раз мы лицензирование не прошли, нам было указано на ошибки, в основном, финансового характера — нужно было погасить задолженности. Мы пытались убедить РФС, что для нас это пиковые выплаты и что мы готовы расплачиваться с долгами, но в соответствии с определенным графиком. Но, нам показали на регламент, и сказали — будьте любезны его исполнять. Стоит сказать, в такой ситуации оказались не только мы, но и другие — на апелляционной комиссии было 13 клубов: 4 из Премьер-лиги и 9 из ФНЛ. У всех этих команд история примерно одна — старые долги. У нас они, к сожалению, образовались еще в Премьер-лиге — все это знают и понимают. Но в любом случае, мы лицензию получили — начинается наш новый период.
 
Мы начинаем построение новой команды. Нами был принят курс на омоложение состава и на сокращение платежной ведомости. В рамках этого мы и работаем. С этой точки зрения, надеюсь, что следующий период лицензирования пройдет для нас безболезненно, на автомате.
 
— Раньше РФС закрывал глаза на некоторые недочеты клубов. Изменение политики связано с приходом к власти Николая Толстых?
— В этом году подошли более строго к лицензированию, но таковы реалии — мы готовы их выполнять. Вопрос стоял так: хотите дальше играть — следуйте регламенту, не хотите — действуйте сами по себе.
 
— Правильно я понимаю, что если клуб получил лицензию, то все долги перед старыми игроками закрыты и теперь новостей вроде: «Игрок подал жалобу в Палату споров» касательно «Сибири» мы не увидим? 
— Это моменты, не зависящие друг от друга. Но такой ситуации, как в декабре 2012, когда с нас могли снять 6 очков, точно не будет. Тогда я представил на исполкоме РФС свою программу, что в ближайшие 2–3 месяца будут подписаны соглашения о рассрочках и что не один футболист в палату не заявит — по сути, мы слово сдержали. Была проведена очень серьезная работа — к сожалению, вместо того, чтобы заниматься в межсезонье своей прямой обязанностью в виде помощи в комплектовании команды, я занимался взаимоотношением с бывшими и нынешними игроками, чтобы они не могли повлиять на игровой процесс в текущем времени.
 
На данный момент эти вопросы решены и мне бы не хотелось, чтобы кто-то откуда-то вылез и обратился в палату по разрешению споров. Сейчас есть часть игроков, с которыми мы не продлили контракты — задолженность перед ними существует, но также у них есть понимание, что клуб выполняет свои обязательства. Так что все должно быть нормально.
 
— Когда вас приглашали клуб, с вами обсуждали, что вы возьмете на себя функции антикризисного менеджера? По сути, вы работаете именно в этом направлении последний год. 
— Изначально меня приглашали в клуб как финансового директора и каких-то условий, что мне придется заниматься долгами — не ставилось, это была часть моей текущей работы. Когда сложилась ситуация, что мы не смогли выйти в Премьер-лигу, мы попытались сократить ведомость, что было крайне тяжело — почти вся команда имела долгосрочные высокооплачиваемые контракты.
С точки зрения того, что произошло потом — наверное, со стороны это может выглядеть, как антикризисное управление. Накопилось слишком много долгов, слишком много обращений — мне приходилось работать не на перспективу, а разбираться с текущими долгами. С этой точки зрения меня можно назвать антикризисным управляющим. Учитывая, что у нас это более-менее получается, работу можно назвать успешной.
 
— Насколько сейчас упали зарплаты, которые предлагает ФК «Сибирь»? Если, к примеру, сравнить с 2010 годом.
— Общий фонд оплаты труда снизился в два раза. Но это все наследство Премьер-лиги: контракты по рамкам ФНЛ там были высокие, но адекватные по тем меркам. В принципе, мы были близки к возвращению в Премьер-лигу, но не получилось — сказался ряд факторов, это спорт. В тот момент, с точки зрения зарплат в ФНЛ, мы были в тройке лидеров. Сейчас находимся где-то в середине. Отсюда и задача, которая будет ставиться на сезон — поставить игру и быть от восьмого места и выше.
 
— Трудно сейчас конкурировать в борьбе за игроков на трансферном рынке?
— Очень сложно. Это касается и конкретных фамилий, и в целом игроков. Все привыкли к тому, что «Сибирь» дает хорошие контракты, но мы поменяли идеологию и сейчас трудно привлекать квалифицированных футболистов на те деньги, которые мы можем предложить. Хотя есть и спортивные критерии — иногда люди готовы идти к нам на меньшие деньги, чтобы играть в хорошем городе, коллективе, в команде с перспективой, которую мы пытаемся создать.
 
— Новости о том, что «Сибирь» задерживает зарплаты, также, наверное, усложняют работу в поиске игроков?
— Конечно. Футбольный мир тесен, игроки между собой общаются и знают, что и где происходит. Все нужно показывать делами, текущей работой — на обещаниях можно жить месяц, два, три, но сезон не проживешь. Поэтому мы должны вернуть себе хорошую репутацию, которая была раньше. Хочется, чтобы при упоминании клуба «Сибирь» говорили: это хорошая нарядная команда, которая готова решать серьезные задачи.
 
***
 
— Давайте немного о приобретениях, которые уже объявлены. Базанов, Бухряков, Кубицки. Немного о каждом трансфере?
— Базанов — игрок очень высокого уровня, он специалист по «Сибири» — несколько раз приносил «Енисею» очки в матчах с ними. Теперь в играх с «Енисеем» мы будем чувствовать себя безопасно (улыбается). Надеюсь, Алексей нам поможет.
 
Денис Бухряков в представлении не нуждается, он наш центр защиты. Мы рады, что он вернулся — договоренность об этом была достигнута давно. Кто-то говорит: какое омоложение, если Бухряков игрок за 30? Ничего страшного —он будет подсказывать молодым, а они благодаря этому будут расти.
 
По Патрику пока сказать ничего не могу — он тренируется хорошо, видно, что парень перспективный, быстрый резкий краек. Надеюсь, что он нас усилит, придаст драйва и энергетики в атаке.
 
— Вы не пытались отговорить Дариуша Кубицки от приобретения Патрика? Смотрится этот трансфер забавно.
— Уверен, что Дариуш адекватно оценивает его возможности и, может, спрашивать со своего прямого родственника будет даже больше. Думаю, он прекрасно отдавал себе отчет, на что идет — надеюсь, от этого будет толк. А молодой Кубицки завоюет себе имя на поле и докажет, что он достоин защищать цвета «Сибири».
 
— Говорят, Чадов был одной ногой в «Сибири». Что произошло?
— Да, он был в сфере интересов клуба, но потом решил самостоятельно продолжить карьеру. Нас бы он усилил, но это его решение.
 
— Вообще, кто уже точно покинул «Сибирь»?
— Игорь Шевченко, Рустем Халлиулин, Александр Макаренко, Антон Ходырев, Матия Шпичич.
 
— Головатенко?
— Вопрос открыт. Не буду говорить ни да, ни нет. Работа ведется, и я надеюсь, что мы Виктора сохраним.
 
— Что скажете по вратарской линии — будете делать ставку на двух молодых голкиперов?
— Третьего вратаря мы ищем. Просматривались три кандидатуры: одна нас не устроила, один вратарь буквально на днях дал отрицательный ответ по семейным обстоятельствам.
 
Что касается молодых вратарей, то Евгений Малафеев успешно закрывал наш последний рубеж весной, Илью Трунина сложно назвать молодым, хоть он и провел за основной состав всего несколько матчей. Мы надеемся на ребят и считаем, что они смогут закрыть вратарскую позицию достойно. Но мы в любом случае ищем усиление в виде опытного вратаря. Но далеко не факт, что если мы кого-то приобретем, он будет первым номером — ему еще надо будет выиграть конкуренцию, потому что у нас хорошие вратари.
 
— В «Сибири» на просмотре побывало уже больше 10 игроков. Сколько еще контрактов планируете подписать?
— На просмотре было уже около 15 игроков и если учесть, что среди них были как опытные, так и молодые игроки, мы просматриваем их под нашу систему — возможно, кого-то мы увидим в «Сибири-2», он там будет готовиться в первую команду. Сейчас Дариуш Кубицки регулярно посещает матчи «Сибири-2», смотрит игры «Сибирь-ЛФК», даеткакие-то советы, чтобы все наши команды развивались в одном русле. Чтобы все команды вертикали, выстроенной нами — от школы до главной команды, придерживалась одной идеологии.
 
Что касается приобретения игроков, то понятно, что тренеру хочется усилить все позиции. Но мы исходим из наших возможностей, живем по средствам — просматриваем вал игроков, отсеиваем, ищем тех, кто может пригодиться и усилить нас.
 
По концу прошлого сезона было видно, что даже когда команда выступала не в оптимальном составе, коллектив у нас был боеспособный. Думаю, что и сейчас подобралась боеспособная команда. Считаю, что тот факт, что мы двумя составами сыграли в Томске вничью, и сама игра была равной, внушает оптимизм — это говорит о том, что на каждой позиции есть конкуренция.
 
— В «Сибири» вообще есть селекционный отдел?
— Нет. Есть несколько специалистов, которые этим занимаются, но как такового отдела нет. С ЦСКА, где есть целая служба, нас не сравнить. Мы себе такого позволить не можем, хотя должны стремиться к этому.
 
— То есть в «Сибирь» игроки попадают в первую очередь за счет знакомств с агентами?
— Футбольный мир тесен. Сначала мы собираем информацию из открытых источников, потом берем ее у узких специалистов, и уже потом, если он нас устраивает, смотрим на человека вживую — или ездим на игры с его участием, или приглашаем на сбор, оцениваем его перспективы применительно к нам. Бывает, что игрок хороший, но не вписывается в концепцию игры тренера.
 
***
 
— Учитывая, что в Новосибирске взят курс на оптимизацию бюджета, насколько целесообразно иметь команду«Сибирь-2» во Втором дивизионе? На перелеты тратятся сумасшедшие деньги.
— Согласен, что содержание клуба затратно — к сожалению, от перелетов никуда не уйти. Мы осознанно заявили«Сибирь-2» во Второй дивизион.
 
С точки зрения финансов было бы проще закрыть и школу, и интернат, и вторую команду, а игроков набирать со стороны. Но в спортивном клубе должна быть вертикаль, пирамида. Внизу — маленькие ребятишки, в середине —более опытные, вверху — главная команда. Мы постоянно отправляем команды нашей школы на различные турниры, частенько родители ищут какие-то варианты, предлагают их нам.
 
Вторая команда необходима. Сейчас к нам на просмотр приезжало несколько игроков — из молодежных составов«Рубина», «Динамо» и других серьезных клубов, и они не выдерживают конкуренцию у наших ребят из «Сибири-2». Да, они где-то лучше обучены тактически, где-то лучше физически или технически, но вкупе они проигрывают, потому что у наших игроков есть опыт выступления во Второй лиге — с мужиками, бойцами, профессионалами. Поэтому этот переход через Вторую лигу должен быть. Сейчас к этому приближаются почти все клубы Премьер-лиги — и «Зенит», и «Динамо», и «Спартак». Они поняли, что только так могут подготовить молодежь — чтобы молодые игроки проходили школу Второй лиги.
 
— Вы же понимаете, что пример «Спартака-2» и «Рубина-2» — это зоны «Запад», «Урал-Поволжье», где на поездки тратится в разы меньше денег.
— Это уже вопросы к организации турнира. Ту же зону «Восток» можно было поделить на две — на сибирскую и дальневосточную, а потом проводить спаренные игры. Это бы оптимизировало бюджеты клубов. Но этот вопрос находится не в нашей компетенции, однако подобные предложения и в федерацию футбола Сибири, и в РФС мы передаем. Однако, тут возникает финансовый вопрос — Вторая лига тоже затратна, и чтобы поднять сюда из КФК команды требуется на порядок больше денег.
 
— Вопрос о разделении зоны «Восток» задавался Николаю Толстых напрямую? По той же Сибири можно насобирать 10 команд, которые бы потянули выступление во Втором дивизионе при условии, что не надо будет летать на Дальний Восток.
— Это вопрос не к Толстых, а его подчиненным, которые занимаются этой темой. Шаг на встречу нам уже сделан —в структуре РФС создана Профессиональная Футбольная Лига, прерогатива которой: занятие Вторым дивизионом. Не исключаю того варианта, что мы придем к разделению «Востока». Сейчас наши предложения принимают, мы дискутируем, общаемся. Понятно, что это нельзя сделать по свистку — это вопрос не одного дня, но в течение года реально совершить шаг навстречу этому.
 
— Вообще, вы считаете, что проект «Сибирь-2» работает? Да, прошедшей зимой пришло много ребят оттуда, но это ведь скорее вынужденная мера, разве нет? Раньше на игроков «Сибирь-2» внимания не обращали — из примеров только Максим Житнев.
— Житнев, Трунин, Малофеев. В принципе, Запрудских готов, Гладышев. 5 человек — это серьезный показатель. Думаю, что раньше подход был немного другой — хотелось выйти в Премьер-лигу и предпочтение отдавалось реальным звездам, конкурировать с которыми ребята не могли. Однако тот же Гладышев изначально был взят на скамейку как запасной игрок, но он получил свой шанс, воспользовался им и теперь игрок основы. Максим Житнев — его долго мариновали, хотя мы знали его потенциал и возможности. Трунин-то же самое. Да, он был вторым номером, но при этом мы были уверены, что он нигде не накосячит и что может играть в основе. Про Малофеева можно сказать то же самое. И это при всем то, что ребята, по сути, не играли в ФНЛ — а в итоге вышли и погоды не испортили, потихоньку прибавляют.
 
— Последний вопрос. Вы видели, в каких футболках играла «Сибирь-Заря» товарищеский матч в Южной Корее?
— Да, видел. Мне звонил из Кореи представитель делегации и спрашивал разрешения. Изначально они хотели выступать под брендом «Сибирь-Заря», но на афишах была заявлена «Сибирь». Мне позвонили, спросили, не против ли я, получили добро. Я пожелал им удачи и достойно выступить. Мы пошли друг другу на встречу, все нормально.